Возрастные особенности шестиклассника
11-12 лет - начало
пубертатного периода. Возрастает концентрация половых гормонов, появляются
вторичные половые признаки. Это время первой любви, которая имеет большое
значение для становления здоровой сексуальности. Начало полового созревания у
девочек характеризуется: повышенной нервозностью, слезливостью,
обостренным недовольством своей внешностью)
Ведущая деятельность подростка в этот период: ОБЩЕНИЕ
Главное новообразование этого возраста: ЧУВСТВОВЗРОСЛОСТИ
Если вы кричите…
Три варианта ответа:
- Агрессивность: Накричать (это еще больше осложнит взаимоотношения)
- Отступление: уход в сторону(приведет к охлаждении, даже разрыву)
- Найти формулировку, ОТСТАИВАЮЩУЮ ВАШУ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:
- Слушая ребенка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства.
- Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами.
- Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов.
- Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка.
- Поддерживайте разговор, демонстрируйте свою заинтересованность в том, что он рассказывает.
ЗАПРЕТНЫЕ ФРАЗЫ:
Что происходит с моим ребенком?!
Что предпринять?!
- ТЫ НИКОГДА МЕНЯ НЕ СЛУШАЕШЬ! «Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно»
- ВЕЧНО ТЫ ГРУБИШЬ! «Когда ты так разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше общаться с тобой. Если ты будешь более уважительным, я постараюсь быть более терпеливой»
- ТЫ ВСЕГДА УЖАСНО СЕБЯ ВЕДЕШЬ! «В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня это обижает. Ты умеешь быть другим»
- ТЫ ВСЕГДА БЕРЕШЬ БЕЗ СПРОСУ МОИ ВЕЩИ! «Когда с моего стола берут вещи, мне неприятно. Я не против, но предварительно спроси у меня, можно ли…»
В условиях современной жизни в данный период начинается так называемый
переходный возраст: происходят первые биологические изменения в организме
(особенно у девочек).
Что происходит с моим ребенком?!
Что предпринять?!
Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует
соблюдать следующие требования. У
подростка в этом возрасте очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него
обостряются хронические заболевания. Помогите организму ребенка справиться с
перестройкой.
ПЕРВОЕ:
Строго следите за соблюдением режима дня!
ВТОРОЕ: Не позволяйте злоупотреблять
острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада!
- Часами разговаривают по телефону.
- Продолжительно смотрят телевизор.
- Круглосуточно слушают громкую музыку.
- Новые увлечения, связанные с желанием подражать взрослым.
- Увлечение компьютерными играми, мобильными телефонами.
- Рассуждения о современных музыкальных течениях.
- Рассуждения о «прикольной» одежде.
- Обсуждение темы наркотиков и сигарет.
Но часть подростков могут стать замкнутыми. Однако почти у каждого могут
появиться новые друзья.
- Присматривайтесь чаще к своему шестикласснику в этот период, ведь он уже не ребенок, но и до взрослого ему еще далеко!
- Самое важное для ребенка – это общение!
- Организуйте диалог правильно, не выпытывая информацию, рассказывая о своих проблемах. Таким образом, вы подадите пример самораскрытия.
- Старайтесь не ругать ребенка в случае неудачи, а помогите ему разобраться в причинах случившегося!
- Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь!
- Приучайте ребенка к систематическому труду!
- Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя!
- Снизится риск приобретения вредных привычек.
- Не забывайте о личном примере!
- Подросток порой воспринимает очень болезненно перебранку своих родителей!
- Обязательно организуйте систематические занятия спортом!
Спорт вместе с родителями – лучший
досуг!
В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте
причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Восемь «нет!» для мамы с папой
- Не запугивайте, не угрожайте ребенку – полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь.
- Не прибегайте к насилию – насилие всегда воспроизводится.
- Не провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка – вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами.
- Не оценивайте, не сравнивайте ребенка с другими – принимайте его таким, какой он есть.
- Не сдерживайте своих чувств – старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь»: чувства, выраженные потом или авансом, редко оказываются подлинными.
- Не замалчивайте проблемы и конфликты – высказывайте сами и непременно выслушивайте детей.
- Не приносите жертв – ребенку не может быть хорошо, если плохо вам.
- Не отвергайте ребенка, как бы тяжело он ни провинился.
Желаю удачи в воспитании!